warmdrizzle (warmdrizzle) wrote,
warmdrizzle
warmdrizzle

Categories:

Польша. Часть третья. Заключительная.

После Варшавы мы двинулись во Вроцлав. Еще на подъезде, только въехав в самые застенки города, я поняла, что мне здесь очень понравится. Это то место, где даже промзоны выглядят привлекательно)))


Вроцлав - это любовь с первого взгляда. Я все время ходила и натурально пищала от восторга. Это небольшой город, но максимально, максимально наполненный деталями и красотищей. Казалось бы центр и старый город очень компактные и проити их вдоль и поперек не составляет долгого времени, но ты не можешь сделать это быстро, потому что, без преувеличения, на каждом метре каждой улицы есть что-то, за что цепляется глаз, что хочется рассмотреть, сфотографировать. Мы за 4 дня прошли одни и те же места несколько раз, но каждый раз мы с удивлением обнаруживали что-то, что не заметили прошлый раз.

Вроцлав, по сути, город на островах, т.к. он весь изрезан речками, то получается, что воедино город связан бесконечной сетью пешеходных мостов. Вечером, когда город залит ночными огнями, с них открываются отличные виды)

Самый главный остров для паломничества туристов - Тумский. Местный Ватикан. Сердце религиозного Вроцлава, если не Польши. Здесь, да и в Польше в целом, гордятся тем, что Иоанн Павел II был поляком. Во всех костелах обязательно есть указание что вот и в этом соборе был Иоанн Павел, и что он тут делал.

Вроцлав расположен фактически на границе Германией, и в разные годы существования постоянно менял свою принадлежность - то был польским, то немецким, то опять польским, то опять немецким. Поэтому, здесь очень сильны прогерманские настроения и влияние немецкой культуры очень большое как в архитектуре, так и в укладе, в мелочах.
Наверное, это хорошо видно на фото, что я выкладывала.

Мы приехали 1 января. И никакие рождественские базары и ярмарки уже не работали, шли работы по демонтажу всех новогодних конструкций (я из-за этого демонтажа, так и не сфортографировала по-человечьи Ратушную площадь и саму Ратушу, которая просто бомбически красивая ащщщеее со всех сторон разная: с одной стороны прям пряничный дворец, с другой готический собор, с третьей вообще пивница (бар) располагается.)

Удивительный город. Невероятно уютный. Количество деталей, красотищи на кв.м зашкаливает. Город реально пахнет стариной. Каждый кирпич транслирует тебе свою историю.

Классная задумка с городским квестом - поиск гномов. Вроцлав связан с легендами о гномах и лепреконах, в той связи по всему городу разбросаны маленькие фигурки гномов, которые чем только не заняты: тут и гномы-пожарные, гномы играющие на гитаре, гномы-старцы, гномы на велике, гномы с книжкой, гномы с камерой, гном-священник, гномы-врачи, гномы толкающие камень, гномы с тележкой, гном-почтальон, гном с пивной кружкой, гном-парикмахер и т.д. и т.п. Общее кол-во гномов более трехсот и постоянно растет, встретить их можно абсолютно где угодно: и у стены какого-то дома, на парапетах и лавках, на карнизе подоконников, и на фонарном столбе, и на окнах витрин.

Соответственно, "фотоохота" на этих гномов становится самым настоящим квестом, в который невольно втягиваешься и уже как ребенок радуешься каждому новому найденному гному, особенно когда уже самых очевидных гномов ты нашел)))
Мы нашли около 80-ти в итоге. Естественно, все местные сувениры вертятся вокруг этих гномов)

Забавы Женькиной ради сходили железнодорожный музей, он ни сколько железнодорожный, сколько ....в общем, видимо, кто-то в детстве очень любил играть в железную дорогу и когда вырос, решил сделать большую железную дорогу. В итоге два этажа большой игрушечной железной дороги, построенной и проходящий якобы через весь Вроцлав. Отличное воплощение. Город восстановлен в деталях, все инсталляции продуманы до самых мелких мелочей, сделаны с огромной долей юмора и любовью. Все движется, звучит, сигналит и полностью воспроизводит архитектуру, жизнь и шум города)
Казалось бы музей больше для детей, но мы с мужем разглядывали каждый кусочек этой двухэтажной композиции и провели в музее не менее часа и еще не понятно кто получил больше удовольствие: мы или Женя.

Очень понравился местный университет, это тоже то здание, которое и изнутри, и снаружи можно снимать с сотен ракурсов и каждый раз видеть его по-новому. При университете имеется музей, т.к. когда-то это здание было роскошным дворцом, который потом отдали под универ, но часть помещения продолжает работать как дворец-музей, а часть отдана под шикарнейший собор. Таким убранством редко какой собор может похвастать).
Наверху есть выход на смотровую площадку, поэтому если когда-то будете во Вроцлаве, обязательно зайдите).

Вообще в городе полно смотровых площадок, что связано с огромным количеством костелов. Просто на каждому углу тебе готический костел подпирающий небо. Завернул за угол - вот тебе еще один.
В Кракове тоже. Но там масштаб города больше, поэтому не так бьет в лицо этот факт.

В целом, европейская, в данном случае польская, церковь вызывает уважение. Я, как известно, атеист, и соборы, костелы и храмы меня интересуют только с одной точки зрения - архитектурной. Но не могу не снять шляпу.

Вроде мы уже привыкли к тому, что в Европе в церковь действительно ходят, и ходят просто провести время, посидеть и помолиться не только бабки, но и молодежь, но семейные походы в церковь нас удивили. Мы первое воскресенье удивлялись: Где все люди? Почему на улицах никого нет? А потом поняли: да все в церквях! Реально поляки в воскресное утро встают и всей семьей, с детьми, бабками-дедками, дядями-тетями, всей толпой идут на воскресную службу. Это массовое явление. Вот прям как демонстрация - с утра все косяками идут в церковь.
Атмосфера в храмах во время службы очень ...объединяющая что ли, радующая.

Где подобное бы увидеть у нас,в стране со скрепами, ага.

А еще радует некоммерческий подход церкви к религии. В храмах возле молитвенных мест стоят свечи. А рядом просто висит урна с надписью "плата за свечи". Все. Никаких ценников. Каждый может взять свечу, поставить ее и помолиться, отдав столько, сколько может: кто может кинет злотый, кто может - два, кто может несколько грошей, а кто-то вообще не может, но никто не отнимет у него свечку. Человек пришел помолиться. Все добровольно и в соответствии с совестью каждого. Свечи - это расходники церкви, а плата за них (без установленного прайса) действительно идет как пожертвование "кто сколько может", а ни как у нас (пожертвование только де юре, на бумагах)

При таком подходе, когда церковь не превращается в торговую лавку, она не вызывает отторжения.

После Вроцлава мы переместились в Краков. И .....Краков таки удивил, закружил в вихре и не хотел выпускать) Я думала, что Краков, это такой "крепкий приземистый зажиточный мужик-мещанин", а он оказался "великосветским денди лондонским", ярким, шумным, скоростным, легким, уточненным, невероятно красивым и дыщащим историей. Вот здесь находится настоящее сердце Польши. Здесь ее истоки.

В Кракове, в отличие от Вроцлава, был снег)))) Мягкий и пушистый. И во всю еще работали рождественские ярмарки и шли народные гуляния, которые свернулись после 6го января, чему мы, несомненно, были очень рады. Потому что поесть на площади колбасок с капустой и залить это все глинтвейном - святое дело. В общем, атмосферой рождества в Кракове сложилось.

Сравнивать Краков и Вроцлав нельзя в принципе. Это совсем разные города. Вроцлав - небольшой прянично-конфетный, лубочный городок, такая прекрасная миниатюрная игрушка. Краков - большой, шумный, яркий. Это такой польский Питер, только ухоженный) - культурная столица-мегаполис. Город, в котором не знаешь за что хвататься)))

В Кракове потрясающая средневековая архитектура. У огромной части домов стены причудливой формы, не прямоугольные, а трапецией, в распорку, подбоченясь) видимо, так строили, чтобы толстые стены были устойчивее)

Когда ходишь по Кракову, кажется, что весь город - это большая готовая декорация для исторических фильмов и сериалов.

Ну и на самом деле, здесь есть чему удивиться, что посмотреть, куда сходить, где побывать и при хорошем раскладе на Краков я бы выделила дней 10, чтобы просто его осмотреть. Уж не говоря про окрестности.

Здесь тебе и резиденции польских королей с самых древних времен и далее, тут и огромное количество готических соборов и храмов, несчетное кол-во музеев, исторических районов, среди которых, конечно стоит отметить Казимеж.
Боже, как мне нравится Казимеж! Это потрясающий район. В известные годы Казимеж стал резервацией для евреев, которых выселили с остальных территорий. Поэтому Казимеж очень колоритен и очень самобытен.
Хотя часть его района, особенно там, где было гетто, недалеко от фабрики Шиндлера, до сих пор выглядит именно как запущенные выселки, именно на этих улицах и снимали Список Шиндлера.

Фабрика Шиндлера (собственно как и все места, связанные с репрессиями и нацизмом) повергает в тяжелое эмоциональное состояние. От старой фабрики, собственно, остался только каркас и стены. В новой действует музей.
Жаль, что мы не смогли побывать в Гестапо, пришли, а музей закрыт, т.к. был выходной день, собственно как и для того, чтобы съездить в Освенцим нужен целый день, т.к. экскурсия длится 7 часов. Собственно будет за чем вернуться.

Конечно же посетили Вавельский замок и обошли все открытые на тот момент экспозиции и залы. Своеобразная архитектура и снаружи, и внутри, истинно средневековая.
В замке потрясающий костел-усыпальница польских королей. Жемчужина архитектуры, восхищающая средневековым убранством (да и в самой усыпальнице гробы - как экспонаты, пытающиеся перещеголять друг друга по богатству отделки).
В соборе есть выход на колокольню, так вот на нее нужно долго подниматься по крайне узкой крутой деревянной лестнице, постоянно пригибая голову, пролезая через балки (никаких тебе комфортных лестниц с поручнями) ты лезешь в узкую щель. При входе, ей-богу, надо предупреждать, что полные люди здесь натурально просто не пролезут, т.к. между стеной и балкой очень узко. Я таки два раза ударилась головой о деревянное перекрытие)))) Поднимались хоть и очень высоко, но не было страшно, а вот спускаться....ты понимаешь, что тут можно запросто если не споткнуться и свернуть шею, то споткнуться и попав в пролет пролететь вниз до самого подножья.

Но самое замечательное, что замок стоит на холме, и с него открываются потрясающие виды)

Походили по маленьким музеям, обошли огромное количество костелов, храмов, склепов (настоящих склепов, а не магазинов (прим. по польски "склеп"- это магазин) хотя и магазинов тоже много обошли)))

К вопросу о магазинах: о ценах я писала в самом первом посте, но отдельно хотелось сказать о косметике. Когда стал вопрос о том, что же кроме сыра-колбасы-кофе везти из Польши, конечно же всплыла косметика. Польша ведь известна своими бюджетными марками.

И, действительно, в Польше косметика (не только местная, к слову) дешевая и классная. я уже перепробовала часть того, что я накупила и поняла, что это прям оч даже огнишко. И то, что там я покупала по смешной цене в 1-3 евро, у нас продается в 2-3 раза дороже).
Большое кол-во польских марок на нашем рынке вообще не представлено, только через сайты можно купить.

Уезжали с ощущением, что еще столько не успели, что нужно больше отдыхать)))
Краков - город, в который хочется вернуться и ни раз. Мои влюбились в него и уже хотят скорее вернуться сюда по теплу)
Tags: travelling, welcome, заметки на полях
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments